О сайте | Модели | Спецификация | Обслуживание | Полезное | Форум | Библиотека |

 

Главная / Полезное / Что есть "эндуро"? - ч. 1 /

 

В последнее время все больше людей начинают обращать внимание на такой класс мотоциклов, как эндуро. Одним надоело кататься исключительно по тем местам, где они могут на своем любимом спортбайке почувствовать хотя бы половину его возможностей, другим — отбивать внутренности на круизерах, передвигаясь по нашим направлениям, условно названными дорогами. А кто-то, может быть, уже попробовал эндуро и оценил ту дополнительную свободу, которую дает этот не очень привлекательный внешне класс мототехники. Эта статья предназначена для тех, кто хочет купить эндуро, но не знает, с чего и как выбирать.

 

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Для того, чтобы лучше понять особенности класса эндуро, стоит вспомнить несколько моментов из истории этого вида спорта.   

Первые официальные гонки мотоциклов были проведены в 1899г. в Вене. Спустя 5 лет, 8 июля 1904 г., была основана Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ), предшественица нынешней ФИМ. По инициативе этой организации стали проводиться большие Международные мотоциклетные соревнования на выносливость и выдержку — эндуро.

В 1912 г. ФИКМ приняла решение о проведении в следующем году в Великобритании первых ежегодных Международных мотоциклетных шестидневных соревнований эндуро. В первых соревнованиях участвовали энтузиасты и любители, которые использовали серийные дорожные мотоциклы.

Лучшие спорсмены представляли свои страны на Международных шестидневных мотоциклетных соревнованиях за "Международный трофей", позже получивший название "Мирового трофея". Страна, команда которой выигрывала "Международный трофей", получала преимущественное право на организацию следующих ежегодных Международных шестидневных соревнований.

Со временем ФИМ вносились изменения и дополнения в правила соревнований. Так, например, в 1961 г. был введен ряд изменений с целью повышения чисто спортивного значения соревнований и безопасности на маршруте. Число специальных испытаний увеличилось до 11, в том числе: два вида испытаний на ускорение и торможение, два — на ускорение со скользящим финишем, три гонки в гору, три — по пересеченной местности и уже известная часовая гонка. Позднее в соревнования ввели скоростные участки. Шестидневные соревнования усложнялись и дальше, предполагая использование техники в разных дорожных условиях (прежде всего тяжелого бездорожья).

Стоит подчеркнуть ключевые моменты шестидневных соревнований эндуро, которые формировали требования к конструкции и техническим характеристикам мотоциклов. Маршрут прокладывали так, чтобы его прохождение было испытанием как для техники, так и для спортсменов. Трассу обозначали стрелками, до начала гонок она держалась в секрете: все гонщики, включая представителей страны-организатора, не имели права предварительно ознакомиться с трассой! Каждый этап делился на отдельные участки, прохождение которых контролировалось на регулярность движения. Посторонняя помощь гонщику, кроме заправки топливом и маслом, была запрещена. К тому же мотоциклы после предварительного осмотра перед началом соревнований и после каждого дневного этапа закрывали в гараже. Надежность — прежде всего!

 

 

Мотоциклы "эндуро" (от французского endurance — выносливость) ведут свою родословную от спортивных соревнований, так называемых "six days" ("шестидневок"). В них гонщикам приходится самостоятельно, без техподдержки, в каждый из шести дней пробега преодолевать сотни километров маршрута при любом состоянии покрытия (откровенное бездорожье — в том числе), что наложило отпечаток на конструкцию и идеологию этих аппаратов. Эндуро — это не случайный мотоцикл, не мотоцикл с одним цилиндром от спортбайка и даже не кроссовый, но "слабенький".

Часто можно услышать сравнение мотоциклов эндуро с кроссовыми, видимо, из-за большой внешней схожести. Но надо понимать, что кросс — это тяжелая по нагрузкам, но намного более узкая по специфике дисциплина. В кроссе все происходит на трассе с искусственно созданными препятствиями (трамплины, гребенка и т. д.) и с однородным грунтовым покрытием. Трасса знакома гонщикам, как минимум они имеют возможность ее проехать, а часто и провести тренировки. Соревнования в кроссе состоят из двух кратковременных заездов (30 минут в классическом и 15 — в суперкроссе).

К эндуро предъявляются значительно более широкие требования. Мотоцикл специально конструируют более универсальным, чтобы он мог справиться с разнообразными дорожными условиями, которые часто сами по себе являются препятствиями, к тому же быстро меняются. Так, маршрут может проходить грунтовыми и гравийными дорогами и тропинками, участками асфальтированных дорог, горными реками. Спортсмен обязан быть готовым ко всему при любой погоде. А протяженность заездов может достигать 300-500 км — таких километров, что сам факт достижения финиша — уже победа!

Кроме классических, существует класс так называемых тяжелых эндуро, которые чаще двухцилиндровые. Они ведут свое происхождение от мотоциклов для ралли-рейдов, поэтому называть их эндуро не совсем правильно. Этот класс мототехники родился в середине 1980-х, когда Ямаха и Хонда вели ожесточенную борьбу в дакаровских гонках. Спецучастки для ралли-рейдов обычно прокладываются грунтовыми дорогами, с равнинным относительным бездорожьем, и, иногда, напрямую через барханы, а связки проходят асфальтом. Иногда гонщикам приходится в разных режимах за сутки преодолевать до 1000 км, что на классическом эндуро очень тяжело. Поэтому возникла необходимость создания приспособленной для этих условий техники.

Раллийный мотоцикл имеет длинную базу, чтобы лишняя в этих гонках управляемость не так утомляла пилота. Дополнительную стабильность придает большой вес — плата за огромные баки,  которые достигали емкости в 60 л. Развитый обвес призван создавать комфорт на большой скорости. Раллийные мотоциклы имеют низкое переднее крыло — уж чего-чего, а грязи в Сахаре не найдешь. Изменилась и посадка — огромный бак вытеснил пилота с привычного на классическом эндуро места в центре масс почти на заднее колесо, и это не случайно. Такая посадка позволяет не менять положения тела при езде по песку — можно сказать, стандартному грунту в ралли-рейдах.

 

 

ХОДОВАЯ И ОБВЕС

Рамы эндуро всегда стальные, чаще — простые однотрубные, иногда полудуплексные. Они далеки от идеальной жесткости, присущей спортам и современным кроссовым мотоциклам, но это им и не нужно. Утомляющая свехчувствительная управляемость сознательно приносится в жертву возможности уверенно держать выбранный курс, не тратя для этого лишних усилий. Именно это позволяет делать немного играющая рама, ремонт которой также прост. Обвес, да и вся конструкция эндуро рассчитана на неминуемые падения. Поэтому повредить что либо, кроме зеркал и рычагов, достаточно сложно. Пластик тоже: крашеный в массе, он гнется, но не ломается, а царапины и другие "боевые шрамы" на нем не очень-то и заметны.

Подвески эндуро имеют меньший ход и, как правило, мягче кроссовых. Они не рассчитаны на экстремальные прыжки, их задача — давать возможность быстро и безопасно передвигаться по любым неровностям. Конечно, на эндуро тоже можно прыгать, но не так высоко, как на кроссачах.

Черты, общие с кроссачами — большое переднее колесо и широкий руль, которые позволяют легче контролировать мотоцикл на неровных поверхностях. Колеса, за исключением некоторых паркетников (см. далее) — спицованные. Они абсолютно ремонтопригодны и могут выдерживать значительные деформации при сильных ударах, которые неизбежны при передвижении по “пампасам”. Характерное высокое крыло не позволяет грязи забивать пространство между ним и колесом, блокируя последнее. Внешнее отличие эндуро от кроссача — наличие полного (или неполного) комплекта светотехники, зеркал и минимального комплекта приборов.

 

МОТОРЫ

Также, как и кроссачи, эндуро, как правило, имеют одноцилиндровые двигатели, что обусловлено требованием, как к надежности, так и к тяговой характеристике. Двигатель эндуриков почти всегда четырехтактный и не так форсирован, как кроссовый, здесь мощность на верхах обычно приносится в жертву тяге на низах и увеличенному ресурсу. Наилучшая тяга — на низких и средних оборотах, а на верхах она заметно падает. Благодаря этой особенности эндуро при старте с места опережают даже дорожные четырехцилиндровые мотоциклы большего рабочего объема.

Классический “эндурный” двигатель имеет воздушно-масляное охлаждение и так называемый сухой картер. В нем масло не скапливается в поддоне, а постоянно перекачивается двумя маслонасосами. Именно такая конструкция масляной системы позволяет мотору работать без разрушительных последствий, в каком угодно положении, даже вверх ногами, плюс удается значительно уменьшить размеры мотора и эффективнее его охлаждать. Обычный двигатель эндуро имеет один или несколько балансирных валов для гашения вибраций, возникающих при движении единственного поршня. От его кубатуры существенно зависит характер и использование мотоцикла.

 

РЕЗИНА

Для полной реализации внедорожных возможностей очень важна резина. Неправильный ее выбор способен почти полностью уничтожить внедорожный потенциал мотоцикла.

Резина — чуть ли не главная головная боль эндуристов, особенно при смешанной эксплуатации асфальт-грунт. Наиболее радикальное решение — иметь два комплекта: на универсальной ездить там, где преобладают дороги, и переобуваться в кроссовую, если необходимо преодолеть значительное расстояние по бездорожью.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

От кубатуры сильно зависит характер и возможности мотоцикла. Условно эндуро можно разделить на следующие классы: 125-200 см3, 250 см3, 300-400 см3, 600-ки и больше 650 см3. Кубатура < 125 см3 — удел детей и юношей.

125-200 см3 — отличный вариант для обучения начинающих однодневными "выездами" и для использования их на крутых горных тропинках (может потребоваться замена звездочек для увеличения передаточного числа — прим. ред.), но для длинных прохватов по асфальтированным дорогам они слабы. (Крейсерская скорость — 90-100 км/ч).

250-ки вполне послушны и резвы, охотно простят множество ошибок. Легкие и пронырливые, они, как и 125-ки, часто способны пролезть в такие места, куда и пешком не очень-то пройдешь. По соотношению “возможности/цена”  это — идеальные аппараты для универсального использования “бездорожье/город/загород”. Там, где более мощные (но и тяжелые) 400-ки и 600-ки будут зарываться, шлифовать колесом камни и заставлять потеть всадника на крутых спусках, 250-ка спокойненько проедет внатяг. В городе мощности 250-ки может и не хватать на широких и пустых проспектах, но, похоже, их пустота скоро останется только в воспоминаниях горожан. А вот для дальних пробегов по трассе 250-ки слабоваты (100-110 км/час). Хотя, если не спешить и иметь привычку глазеть по сторонам, это не очень заметно.

400-ка — идеальный аппарат для спорта и околоспортивных развлечений (хотя многие японцы "кругосветят" именно на них). Мощный двигатель с бодрым характером, который моментально откликается на газ — именно то, что необходимо, чтобы "выпустить пар" за несколько часов. В городе и на трассе — тоже все "ОК" (120-130 км/ч).

Одноцилиндровые 600-ки — наиболее специфический класс. Необходимо понимать, что на 600-ке, учитывая ее вес, особенно не потриалишь. Также в сложных ситуациях, требующих быстрой реакции, требует привыкания некоторая инертность огромного поршня, которому требуется время для раскрутки. Стихия таких аппаратов — быстрые броски на открытых пространствах, стремительные взлеты на практически отвесные склоны, а вот на асфальте они лишь чуть быстрее четырехсоток.

Моторы объемом 650 см3 и больше  имеют мотоциклы раллийного происхождения — туристические и паркетники. Это — младшая ступенька в классе туристических, или "тяжелых" эндуро, где на верхней находятся мотоциклы, имеющие минимум два цилиндра и объем мотора около 1000 см3.

Чаще всего их приобретают для дальних путешествий в расчете на разбитый асфальт, грунтовки в состоянии, которое еще можно назвать дорогой, и легкое бездорожье. Благодаря большой массе и длинной базе на этих мотоциклах вряд ли имеет смысл лезть на узкие холмистые дорожки или  горные тропы, а вот на открытом пространстве степей, горных дорогах, прямых грейдерах и плотном грунте их возможности просто великолепны. Главное же их достоинство — возможность путешествовать с пассажиром и багажом, не выбирая между первым и вторым.

Среда обитания паркетников значительно уже. Их стихия — хоть и плохонькие, но все-таки асфальтированные дороги, максимум — сухие укатанные грунтовки. За исключением некоторых нюансов вышесказанное справедливо и для 400 и 600 кубовых туристов и паркетников.

 

Сейчас актуально рассматривать эндуро не просто как вид спорта, потому что возросло любительское использование этого класса. Это и непродолжительные поездки бездорожьем с активным драйвом, и более спокойные, но длительные туристические выезды.

Эволюция дала много направлений и мелкую специализацию мотоциклов с четкой определенности технических характеристик назначению. Очень важно подобрать модель эндуро соответственно поставленным целям и маршрутам — в этом залог успеха.

Есть случаи, когда для нагруженных плохими дорогами и бездорожьем маршрутов люди выбирают совсем не подходящие по техническим характеристикам мотоциклы. Это не уменьшает их заслуг в прохождении маршрута, но и не дает возможности понять: зачем на круизере или спортбайке преодолевать бездорожье?

Продолжение следует.

 

Текст: Алексей Пилипенко, Андрей Кисель
Фото: из архива редакции
МотоДрайв № 12, 2007 г.

галерея

Super Sherpa KL250-H6-02b
Автор: Galka

все фото »

 

новости

25.07.2012

Техобслуживание Kawasaki Super Sherpa / график регламентных работ

подробнее

 

15.11.2011

Сравнение мотоциклов двойного назначения 250сс от Хонда и СуперШерпы по основным ТТХ

подробнее

 

06.11.2011

Впервые в России - СЕРВИС-мануал на KL250G/KL250H, 330 страниц

подробнее

 

все новости  »

 

© Copyright 2008-2019