О сайте | Модели | Спецификация | Обслуживание | Полезное | Форум | Библиотека |

 

Главная / Полезное / Все, все будут ездить на эндуро! /

«Enduro», «Dual-sport», «All-road», «Dual-purpose», «Trail-bike», «Off road bike» - все эти названия периодически встречаются в обзорах, и бывает, ставят в тупик неподкованного мотоциклиста, пытающего вникнуть в многочисленные классификации двухколесной техники. Более того… даже журналисты перестали обращать внимание на приемлемость употребляемых терминов и без разбору лепят ярлычок «эндуро» на всю подряд мототехнику, способную съехать с асфальта.

Откуда вообще взялись все эти термины, почему их так много, можно ли свести их в единую классификацию, в чем разница и что же они обозначают, мы и попробуем сейчас разобраться :)

И для начала копнем немного в историю…

Концепция универсального мотоцикла, одинаково хорошо чувствующего себя и в грязи и на асфальте, стара как мир… ну, или как сама концепция мотоцикла. Заглянем в начало двадцатого века, когда на дорогах впервые начали появляться мотоциклы и мопеды… Хм, я сказала «на дорогах»? Тогда, в 1900-годах, большинство дорог были еще грунтовыми. И двухколесная моторизированная техника в то время предназначалась для использования ВЕЗДЕ – у нее просто не могло быть другого выбора. Однако, специализированного термина для нее или выделения в отдельный класс еще не существовало. Использовались все модели весьма универсально, не существовало специализированных типов для шоссейных дорог или сельской местности. Даже в соревнованиях по кроссу и кольцевым гонкам нередко стартовали машины, принципиально мало отличавшиеся от серийных.

До 1904 года для мотоциклов не было классификации даже в зависимости от рабочего объема двигателя, учитывался лишь вес мотоцикла. Правда, различали гоночные и прогулочные машины. В гонках мотоциклы принимали участие одновременно с автомобилями, их также не выделяли в отдельный класс.

В 1907 году было принято разделение на мотоциклы с одним и несколькими цилиндрами, а также по расходу горючего.

В 1911 году была принята классификация в зависимости от рабочего объема двигателя, существующая и по сей день.

Первые "чистые" гонки на мотоциклах были проведены в 1898  году  как гонки на подъеме. В  1900  году  американским  газетным издателем Беннетом были составлены первые  технические  правила  для гонок, которые он финансировал. Это были лишь попытки найти  более или менее приемлемую  форму   соревнований   мотоциклистов   по   пересеченной местности.

Принято считать, что первым спором мотоцикла с  другим  транспортным средством в езде по бездорожью была «гонка за  лисой»,  состоявшаяся вблизи Лондона на военном  учебном  плацу  в  1908  году.  Тогда  13 мотоциклистов и 16 всадников на  конях  решили  выяснить,  кто  быстрее  вне  шоссейных магистралей. Полную победу  одержали  кавалеристы.  Это  не  смутило поклонников мотоцикла. В разных  европейских  странах, прежде всего в Великобритании и Франции, стали проводить импровизированные мотокроссы, не имевшие ни четких правил, ни программы. Интереса у публики они не вызывали.

Помимо гонок проводились испытания техники, так называемые "endurance run". Самое первое мотоциклетное испытание было проведено в США 4-5 июля 1902 года, маршрутом из Бостона в Нью-Йорк.

Следует заметить, что Endurance Run в оригинале - это не гонка, а пробег-испытание (иногда использовалось название "endurance contest") - прежде всего, испытание надежности и выносливости техники. Именно этим испытаниям мы обязаны появлению в дальнейшем термина «эндуро» (от французского endurance — выносливость).

В 1913 году испытания на плохих проезжих дорогах были введены в программу первых международных шестидневных мотосоревнований. В них гонщикам предлагалось самостоятельно, без техподдержки, в каждый из шести дней пробега преодолевать сотни километров маршрута при любом состоянии покрытия. У нас в стране подобные соревнования появились в 1956 году под названием «мотомногоборье».

Официально термин "эндуро" был принят только в 1981 году(!), когда сами "шестидневки" именно тогда и получили официальное название The International Six Day Enduro (ISDE).

Термин «эндуро» на западе не является названием класса мотоцикла, а остается названием вида спорта, поэтому если в описаниях Вам встречается «мотоцикл эндуро», то надо понимать, что речь идет о специальной спортивной технике для гонок эндуро. Т.к. участки гонки включали в себя и передвижение по асфальту, мотоциклам эндуро просто необходимо было иметь возможность выезжать на дороги общего пользования без нарушения закона. Этим обусловлено наличие световых приборов, звукового сигнала и номерного знака в комплектации мотоцикла.

Раз уж мы заговорили о "шестидневках", то следует упомянуть еще одно название – trial. Но речь не о сегодняшнем мототриале, как может подумать теоретически неподкованный мотоциклист. Во-первых, "trial" произносится как "трайел" (от английского «состязание»). И именно так назывались изначально те самые "шестидневки" с 1913 по 1981 год, про которые говорилось выше - International Six Day Trial (ISDT).

В нашей стране трайел (именно с такой транскрипцией!) также был известен как вид мотоспорта, получивший распространение в Прибалтике - как сопутствующий мототуризму вид соревнований. Суммарная протяженность трассы для трайела составляла от 2—3 километров (что оптимально для массовых стартов) до 100. Трасса всех участков проходила по пересеченной местности с разнообразной поверхностью, включая водные препятствия, крутые подъемы, спуски, овраги, высохшие русла ручьев с каменистым дном, лесные тропы. Задачей мотоциклистов было: проехать участки трассы, не касаясь ногами грунта и не задевая ограждений.

Таким образом, как «эндуро» так и «трайел» изначально были предназначены не для повседневной езды.

Для повседневной же езды существуют мотоциклы, которые стали не так давно выделять в отдельный класс – это мотоциклы двойного назначения.

К 1940-му году большинство дорог в развитых странах стали мощеными, а мотоциклы стали тяжелее и более ориентированы на движение по городским улицам. Конец 50-х – начало 60-х - британские производители Triumph и BSA (Birmingham Small Arms Company) предложили свои варианты относительно легких городских мотоциклов, приспособленных к езде по плохим дорогам за счет подвесок с увеличенными ходами и с высоко задранными глушителями, которые назвали скрэмблерами (scramblers). Собственно, можно считать скрэмблеры прародителями “On/Off road bikes” с легкой подачи англичан.

Еще во времена скрэмблеров существующий интерес народа к мотоспорту на внедорожье первым просекла Yamaha и решила... переосмыслить это направление, сделав простой, красивый, надежный и недорогой аппарат с большим потенциалом к дальнейшему развитию. Считается, что самый первый мотоцикл двойного назначения (именно как настоящий гибрид для внедорожной и дорожной езды) появился в 1968 г. Это был ямаховский DT-1 (DT - "Dirt Trail"). Появился он как конкурент скрэмблерам и был призван заполнить нишу "dual-purpose" и дать возможность поучаствовать в гонках любым новичкам или любителям.

После бума, вызванного появлением DT-1, Ямаха продолжила линейку мотоциклов двойного назначения моделями от 60 до 360 кубов. Другие японские производители последовали этому примеру.

Интересно, что в 70-е годы опять стали появляться более специализированные мотоциклы - либо более ориентированные на внедорожье, либо более ориентированные на передвижение по дорогам общего пользования. И "dual-purpose" постепенно отошли на второй план - ведь, они не могли решать достиженческих задач и ставить новые рекорды.

Но... кое-кто помнил, что эти мотоциклы обладали одним важнейшим преимуществом перед всеми остальными - having fun! т.е. привносили забаву, веселье... Вот тут-то история делает новый виток и появляется новый термин - "DualSport".

Концепция "Dual Sport Motorcycle Rides" была создана Джимом Пилоном в Калифорнии в 1984 году и определение звучало так: "Dual, as in road and dirt, and Sport as in a non-competitive venue", т.е "двойной" - как на дорогах, так и на бездорожье, и "спорт" - как времяпрепровождение без соревновательного элемента.

Какой же это "спорт", спросите вы? Дело в том, что слово sport — производное от disport - «развлекать, забавляться, играть», восходящего к франц. desporter «относить, отвлекать» (от работы). И одно из значений этого слова - отдых, приятное времяпрепровождение.

Идея DualSport возникла по вполне определенной причине: Пилон увидел, что существует достаточное количество людей, имевших интерес ко внедорожной езде, но не имевших возможностей участвовать в мотокроссовых соревнованиях или эндуро по разным причинам (от финансовых до недостаточной физической подготовки и нежелания ощущать себя аутсайдером на финише). DualSport - это возможность кататься каждые (или не каждые) выходные в свое удовольствие в хорошей компании по красивым и интересным местам, ради фана, а не ради достижения спортивного результата. Стоит также заметить, что в противоположность эндуро (движение в одиночку и никакой помощи со стороны!) Dual Sport Motorcycle Riding - это как раз езда в компании с обязательной взаимовыручкой друг друга.

Естественно для такого катания и мотоциклы нужны по-проще, им, ведь, не нужно выдерживать спортивного режима езды.

В 1990 году компания Suzuki выпустила DR350 и официально позиционировала его как DualSport или «dirt bike with a license plate» ("внедорожный мотоцикл с номерным знаком"). Термин "dual-sport" (в просторечии  "dualie") был быстро принят и мотоциклистами и мотоциклетной прессой.

DualSport  - это мотоциклы, технически оснащенные в соответствии с требованиями, которые касаются безопасности дорожного движения (т.е. имеют внешние световые приборы, звуковой сигнал, номерной знак, а содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность не превышают установленные стандартами нормы) и способные при этом в той или иной мере передвигаться по пересеченной местности.

И вот тут-то мы подходим вплотную к ответу на вопрос о разнице в терминологии. Конечно же, когда Suzuki выпустил свой первый DualSport, остальные производители так же решили не упускать шанс и использовать такую прекрасную нишу, но... под своими названиями! Достаточно зайти на официальный сайт каждого производителя, чтобы в этом убедиться.

У Kawasaki, Yamaha и Husqvarna мы видим модели "Dual Purpose", что буквально и переводится как «двойное назначение». Suzuki и Honda используют название "DualSport". KTM использует название "Travel".

Теперь коротенько пробежимся по остальным терминам.

"All-road" - менее распространенный синоним "dual purpose", буквально переводится как "вседорожник". Рядом стоит "All-rounder" - "универсальные".

"On-off road bike" - тоже нечасто встречаемый синоним "dual purpose".

"Off-road" - очень общий термин. Основное и главное - это обязательная принадлежность к внедорожной езде. Его синоним - "Dirt Bike". Нюанс этих двух понятий: ТОЛЬКО внедорожное использование подразумевается часто, но НЕ ВСЕГДА. ОТСУТСТВИЕ световых приборов и номерных знаков - подразумевается часто, но НЕ ВСЕГДА.

Список дисциплин, где используются различные дертбайки включает в себя: суперкросс, мотокросс, кросс-кантри, аренакросс, флэт-трек рейсинг, эндуро, супермото, баха-1000, ралли... Мотоциклы для этих дисциплин разные, а вот общее название - одно и то же.

Trail-Bike - также общий термин. Основное и главное - это мотоцикл для внедорожной езды, который меньше и легче "обычного", дружелюбно настроен к райдеру и потому настоятельно рекомендуемый начинающим или людям маленького роста. ТОЛЬКО внедорожное использование подразумевается часто, но НЕ ВСЕГДА. ОТСУТСТВИЕ световых приборов и номерных знаков - подразумевается часто, но НЕ ВСЕГДА. История трейл-байков начиналась с охотников и рыболовов, которые с удовольствием использовали маленькие внедорожные мотоциклы повышенной проходимости, чтобы добраться до нужной точки.

Adventure Bike - совсем невнятное понятие, обычно подразумевающее "мотоцикл двойного назначения, пригодный для дальних путешествий". Если вчитываться в описания отдельных моделей, то можно с удивлением обнаружить, что adventure bike, к примеру, – это и Yamaha XT125R, и BMW R1150GS, и Ducati Multistrada 1200, и Kawasaki KE100. Слишком разные мотоциклы, скажете вы? То-то и оно.

Вышеприведенные термины (исключая спортивную технику) – не что иное, как маркетинговые описания, они не могут выделить существенных сходств и различий между мотоциклами, т.к. не дают строгого определения веса, мощности и предполагаемого их использования. А потому включать их в какую-либо классификацию - необоснованно и нелогично - нет единого основания для классификации.

Ну, а как же понять, спросите Вы, - как, все-таки, различить мотоциклы для эндуро и мотоциклы двойного назначения? Да очень просто!

Эндуро - мотоцикл, который заявляется производителем, как способный участвовать в соревнованиях эндуро. Дуалспорт (мотоцикл двойного назначения) - мотоцикл, который заявляется производителем, как способный передвигаться не только по асфальту, но и по пересеченной местности. Так что сомневаетесь - смело заходите на официальный сайт производителя и смотрите информацию из первых рук.

Никто не станет продавать мотоцикл, спроектированный для побед, исключительно для гражданских целей; никто не будет вкладывать слишком много средств в разработку аппарата, заложенный потенциал которого, не будет использоваться максимально возможно. Точно также никто не станет заявлять обычный мотоцикл двойного назначения спортивным снарядом - это чревато поражением собственной заводской команды.

В свое время журнал "За рулем" в своем ежегодном каталоге опубликовал собственную классификацию мотоциклов. В ней было такое же четкое указание, о котором уже было сказано выше, на разницу между мотоциклами для эндуро (как спортивной техники) и мотоциклами двойного назначения, в вольном описании которых значилось следующее:

"Мотоцикл двойного назначения. Они же - мотоциклы в стиле "эндуро" (термин "эндуро" без оговорок применяется для мотоциклов чисто спортивного назначения). Как следует из названия, предназначены для движения как по асфальтовым дорогам, так и по бездорожью. Мотоциклы этой группы отличают высокий силуэт, созданный длинноходовыми подвесками, узкая и жесткая рама и шины с развитым рисунком протектора. По своим дорожным качествам мотоциклы можно разделить на "жесткие", отличающиеся от чисто спортивных машин лишь установкой полного комплекта электрооборудования, двойного седла и подножек для пассажира, "мягкие", предназначенные скорее для хороших дорог, но не исключающие движение и по пересеченной местности, "туристские", оснащенные двигателями большего рабочего объема, с более комфортабельной посадкой, не любящие откровенного бездорожья из-за своей массы, и "городские", обутые в чисто шоссейные шины и потому отрезавшие себе путь к бездорожью."

Надеюсь, все обратили внимание на словосочетание "мотоциклы в стиле "эндуро""? т.е. похожие на эндуро, но, все-таки, отличающиеся по назначению и компоновке...

Таким образом, Африка Твин, Доминатор, Джебел, Дигри, Трансальп, TW200, XR650L - это все мотоциклы двойного назначения (или в стиле "эндуро" по классификации "За рулем"). XR650R - мотоцикл, спроектированный для пустынной бахи, эндуро своего времени, как и XR600. Современный KTM линейки EXC - мотоцикл для шестидневок, тоже эндуро. Все предельно ясно, не правда ли?

А если взять какой-нибудь мотоцикл двойного назначения, спросите Вы, и модифицировать его так, что по техническим требованиям он будет подходить по регламенту для соревнований эндуро - станет ли он тогда "эндуро"? Да! именно этот конкретный, станет! И именно поэтому "эндуро" - не класс мотоциклов в строгом смысле слова, ведь, и регламент меняется со временем, и технический прогресс не стоит на месте... изначально в шестидневках вообще участвовали дорожные мотоциклы, а также мотоциклы с коляской и даже скутера - и все это было техникой для эндуро тех времен.

Классификация "За рулем" ничуть не противоречит этим фактам. Однако, именно с нее, видимо, и пошла путаница с названиями. Интернет быстро распространяет любую информацию: достаточно увидеть текст в уважаемом известном издании, увидеть там хорошее емкое слово "эндуро", переписать классификацию своими словами, не обратив внимание на словосочетание "в СТИЛЕ", забыть об ОСНОВАНИИ классификации, запостить все это на паре сайтов-форумов без указания конкретного источника информации... и вот уже весь рунет друг у друга перепостчивает дезинформацию на радость маркетологам!

Да-да, в обиходе использовать слова "эндуро", "эндурик", "эндурист", "поэндурить" для всего, чего угодно, - удобно, красиво и незамороченно, я с этим не спорю.

Но мне не очень понятно желание наших российских маркетологов обесценить слово "эндуро" и возвысить мотоциклы двойного назначения в ранг спортивной техники. А именно это и происходит, когда без всякого здравого смысла журналисты на полном серьезе продолжают писать в обзорах о разделении на "хард- и софт-эндуро, туристические и паркетные эндуро", даже не понимая, насколько нелепо выглядит классификация в рамках модного тренда без указания основания... особенно "паркетный эндуро" поражает воображение - эдакий мотоцикл с "паркетной" выносливостью... Чистый оксюморон!

Увы, в нашей стране в настоящее время термин "эндуро" стал настолько необоснованно собирательным, что даже Р-1, чудом проползший после дождя от поляны до выезда с Малоярославца, гордо назовут «ацкой индурой»… Но вы-то теперь понимаете разницу и знаете, что к чему ;)

 

(c) с мотоциклетным приветом Galka :)

 

при написании данного текста использовались следующие источники:

  • Официальный сайт FIM
  • American Motorcyclist, апр 1991: "Dual-Sport Diversions"
  • American Motorcyclist, июл 1999: "Dirt Simple"
  • American Motorcyclist, май 1997: "Trails & Tribulations"
  • American Motorcyclist, дек 1959: "Fishing and Hunting by Cycle"
  • BikeExif: Yamaha DT-1
  • International Six Days Enduro: An FIM History
  • "Эндуро: вчера, сегодня, завтра". П. Гусак
  • "За рулем", 1971 №1. "Трайел: соревнование для всех"
  • Каталог мотоциклов, изд. "За рулем", 1997 г.
  • "Мото", 1996 №9. "Suzuki DR650SE"

галерея

СуперШерпа KL250-H6-0
Автор: Galka

все фото »

 

новости

25.07.2012

Техобслуживание Kawasaki Super Sherpa / график регламентных работ

подробнее

 

15.11.2011

Сравнение мотоциклов двойного назначения 250сс от Хонда и СуперШерпы по основным ТТХ

подробнее

 

06.11.2011

Впервые в России - СЕРВИС-мануал на KL250G/KL250H, 330 страниц

подробнее

 

все новости  »

 

© Copyright 2008-2019