Главная / Библиотека / Эндуро / BMB-R80G/S (ФРГ). Самый мощный и самый тяжелый из зидуро. У машины — двухцилиндровый четырехтактный двигатель, электрический стартер, дисковые тормоза, карданная передача. Рабочий объем двигателя — 797 см3. Мощность — 50 л. с. C7 кВт) при 6500 об/мин. Число передач — 5. База машины — 1465 мм. Масса в снаряженном состоянии — 196 кг. Скорость— 157 км/ч. Время разгона до 100 км/ч — 6,1 с. «ПУХ-РЭНДЖЕР-4Т1-» (Австрия). Модель с одноцилиндровым двухтактным двигателем «Сакс». Рабочий объем двигателя — 49 см3. Мощность — 2,3 л. с. B,0 кВт) при 5800 об/мин. Число передач — 4. База машины — 1240 мм. Масса в снаряженном состоянии — 75 кг. Скорость — 50 им/ч. «КАВАСАКИ-КЕ175» (Япония). Одноцилиндровый двухтактный двигатель машины имеет лепестковый клапан и смазиу самостоятельным насосом. Рабочий объем двигателя — 173 см3. Мощность — 17 л. с. A3 кВт) при 7500 об/мин. Число передач — 5 База машины — 1365 мм. Масса в снаряженном состоянии — 116 кг. Скорость— 113 км/ч Время разгона до 100 км/ч — 15,5 с. «XOHAA-XL/250S» (Япония). Одноцилиндровый четырехтактный двигатель этой машины имеет два уравновешивающих вала и головку ие с двумя, а с четырьмя клапанами на цилиндр. Рабочий объем двигателя — 249 см3. Мощность — 17 л. с. A3 иВт) при 7000 об/мии. Число передач — 5. Масса в снаряженном состоянии — 132 иг. Скорость — 11R км/ч. Время разгона до 100 км/ч — 17 с. ИЖ-64М (СССР). Мотоцикл для многодневных соревнований; сиоиструироваи с максимальным использованием узлов (в том числе одноцилиндрового двухтактного двигателя) и деталей модели «универсал». Из отечественных машин ИЖ-64М каиболее Слизок к эндуро. Рабочий объем двигателя — 346 см3. Мощность — 20 л. с. A7 кВт) при 4900 об/мин. Число передач — 4. База машины — 1460 мм. Масса в снаряженном состоянии — 155 кг. Скорость — 120 им/ч. «КАДЖИВА-КХ125» (Италия). Модель, пред. ставляющая собой приспособленную для повседневной езды разновидность кроссового мотоцикла. Особенности иоиструкции: одноцилиндровый двухтактный двигатель с лепестковым клапаном, бесионтактиая система зажигания. Рабочий объем двигателя — 125 см3. Мощность — 17 л. с. A3 кВт) при 7000 об/мии. Число передач — 6. База машины — 1440 мм. Масса в снаряженном состоянии — 109 кг. Скорость — 100 им/ч. Время разгона до 100 км/ч — 14,5 с. 147 СУЗУКИ-DRSOOS» (Япония). Один из наиболее типичных представителей зидуро: с четырехтантиым одноцилиндровым двигателем, барабанными тормозами, цепной передачей на заднее колесо. Рабочий объем двигателя — 499 см3. Мощность — 27 л. с. B0 кВт) при 6500 об/мин. Число передач — 5. База машины — 1455 мм. Масса в снаряженном состоянии — 146 кг. Скорость — 136 км/ч. Время разгона до 100 км/ч —7,5 с. «ГЕРКУЛЕС-СУПРА» (ФРГ). Модель с одноцилиндровым двухтактным двигателем, дуплексной рамой; создана на основе мотоцикла для многодневных соревнований. Рабочий объем двигателя — 50 см3. Мощность — 3 л. с. B,2 кВт) при 4750 об/мин. Число передач — 4. База машины — 1240 мм. Масса в снаряженном состоянии — 79 кг. Скорость — 60 км/ч. «ЯМАХА-ХТ550» (Япония). Особенности устройства: четыре клапана и два карбюратора на цилиндр, расположенный в головке двигателя распределительный вал, подвеска заднего колеса типа «моиошок». Эта модель выпускается с двумя разновидностями (по мощности) двигателя. Рабочий объем двигателя — 558 см3. Мощность — 38 л. с. B8 кВт) при 6500 об/мин, или 27 л. с. B0 кВт) при 5500 об/мин. Число передач — 5. База ма- шины — 1415 мм. Масса в снаряженном со- стоянии 155 кг. Скорость 155 или 136 км/ч. Время разгона до 100 км/ч — 8,5 или 9,6 с.
Мотоциклисты впервые познакомились с этой категорией машин лет семь назад. Она была создана для удовлетворения спроса туристов, сельских жителей, охотников, лесников— тех, кому часто приходится ездить по лесным, полевым, проселочным дорогам. «Эндуро» в переводе на русский означает «выносливый». Испанское происхождение этого слова объясняется тем, что модели новой категории первыми стали выпускать испанские мотоциклетные заводы «Бультако», «Монтеса», «Осса». Подобно тому как шоссейные машины («Наука и жизнь» № 4, 1983 г.) представляют собой промежуточную категорию между универсальными («Наука и жизнь» № 3, 1983 г.) и гоночными мотоциклами («Наука и жизнь» № 9, 1982 г.), так и эндуро стоит на «полпути» в отношении универсальных и кроссовых моделей («Наука и жизнь № 2, 1983 г.). От первых он унаследовал простоту, надежность, долговечность, необходимые в повседневной эксплуатации, от вторых — хорошую проходимость, прочность. В большинстве случаев эндуро представляет собой комбинацию двигателя и коробки передач от универсала с экипажной частью— рама, подвеска колес, управление — от мотоциклов для кроссов или многодневных соревнований. Иногда эндуро создают на основе кроссовой модели («Кадживa-RXI25», «XycKBapHa-240\VR») или многодневной модели («KTM-420GS-PL», «Геркулес-супра»). Нужно отметить, что Международная мотоциклетная федерация (ФИМ) с 1982 года утвердила термин «эндуро» для наименования и многодневных соревнований и выпускаемых для них мотоциклов. В этом решении отразилась общность конструкции машин эндуро и моделей для «многодневок». Эндуро, производимые серийно для езды по проселочным дорогам, легко отличить от универсалов и шоссейных мотоциклов по высоко поднятым щиткам колес и глушителям. В отличие от кроссовых моделей у них полное электрооборудование — с фарой, указателями поворотов, стоп-сигналом и сдвоенная подушка седла. Езда по каменистым дорогам, глубоким колеям, лесным тропинкам создает опасность повреждения картера двигателя, глушителя при наезде на препятствия. Поэтому почти на всех эндуро установлены: одноцилиндровые двигатели, у которых нижняя часть картеров узкая, защитные стальные или алюминиевые поддоны под картерами, выгнутые вверх выпускные трубы и глушители, а также подножки, откидывающиеся вверх. Специфика эксплуатации эндуро нашла отражение и в том, что на их колесах всегда монтируются шины повышенной проходимости, то есть с развитыми грунтозацепами. Дорожный просвет сделан предельно большим, а между шинами и щитками колес предусмотрен значительный зазор, чтобы налипающая на щитки грязь не блокировала вращения колес. Передние колеса чаще всего делают большего диаметра, чем задние: наиболее распространено следующее соотношение ширины профиля шин и их посадочного диаметра: 3,00—21 и 4,00—18 дюймов. Это обеспечивает наивыгоднейшие характеристики плавности хода и управляемости. Состояние проселочных дорог (выбоины, бугры) предъявляет весьма суровые требования к подвеске колес. Она должна не только отличаться достаточной прочностью и надежностью, но и обеспечивать высокую плавность хода, поглощение энергии ударов, толчков. Поэтому по своим характеристикам подвеска колес на эндуро ближе к кроссовым моделям. В частности, она обеспечивает довольно большой ход колес: 200—250 мм для переднего и 170— 200 мм для заднего. Преодоление ручьев, заболоченной местности не должно сопровождаться проникновением воды в карбюратор, узлы системы зажигания, приводы управления. Вот почему их герметизации на эндуро уделено повышенное внимание. Важное требование, которое предъявляется к двигателям эндуро,— хорошая приспособляемость к изменениям нагрузки. По сравнению с ездой по шоссе, на проселках, холмистой местности, лесных дорогах, песчаных участках, сопротивление движению меняется в более широких пределах. Чтобы машина всегда имела достаточный запас тяги, трансмиссию желательно делать с 5—6 передачами. Конечно, возникают дополнительные трудности для водителя из-за необходимости частых переключений. Выходом из положения могла бы быть автоматическая трансмиссия, но из-за сложности и дороговизны она встречается редко («Хускварна — 420АЕ») и на большинстве моделей применяют пятиступенчатые коробки передач. Чтобы уменьшить количество переключений, конструкторы создают для эндуро двигатели, изменяющие свой крутящий момент более гибко, чем кроссовые. Для получения желаемых характеристик жертвуют высокой мощностью и быстроходностью — по этим параметрам двигатели многих эндуро имеют умеренную удельную мощность: 55—75 л. с. с одного литра рабочего объема. Для уверенного движения по участкам, покрытым грязью или глубоким песком, необходим двигатель с тяжелым маховиком. У четырехтактных одноцилиндровых моторов для повышения плавности работы маховики делают, как правило, более тяжелыми (с большим моментом инерции), нежели у двухтактных. Это обстоятельство предопределило преимущественное распространение на эндуро именно четырех-тактных двигателей. Основную массу машин эндуро составляют модели классов 250 и 500 см3. Они отличаются достаточным запасом мощности и в то же время сравнительно легкие и маневренные. Производство таких машин наладили все японские мотоциклетные фирмы: «Кавасаки», «Сузуки», «Хонда», «Ямаха», а также ряд европейских заводов, накопивших большой опыт в производстве мотоциклов для кроссов и многодневных соревнований. Среди них: КТМ и «Пух» (Австрия), «Триумф» (Англия), «Бультако» и «Монтеса» (Испания), «Гарелли», «Каджива», «Мото-Морини», СВМ, «Фантик» (Италия)», «Мотобекан» (Франция), БМВ, «Геркулес», «Манко», «Хорекс», «Цюндапп» (ФРГ), «Хускварна» (Швеция). В нашей стране мотоциклы эндуро не производятся, но близко к ним стоят модели ИЖ-64М и ИЖ- М11, выпускавшиеся для многодневных соревнований. Общий объем мирового производства эндуро составляет несколько сот тысяч машин в год. О спросе на них можно судить по такому факту. В ФРГ, где, несмотря на широкое развитие автомобилизации, мотоцикл традиционно сохраняет популярность, сбыт эндуро составляет около 10 процентов от проданных в стране мотоциклов. Поскольку универсальный мотоцикл перестает быть транспортным средством в городах, его распространение постоянно идет на убыль. В то же время две отпочковавшиеся от него категории — шоссейные и эндуро — обнаруживают тенденции к росту. Неудивительно поэтому, что в регулярно проводимых журналами анкетах «Лучший мотоцикл года» теперь фигурирует самостоятельная оценка моделей эндуро. Так, проведенный в 1982 году журналом «Дас Моторрад» (ФРГ) опрос выявил тройку моделей, собравших наибольшее число голосов: BMB-R80G/S, «Ямаха-ХТ550» и «Хонда-XL500R». Анализ тенденций мирового мотоциклостроения говорит о том, что эндуро получит дальнейшее распространение.
Инженер Л. ШУГУРОВ. Наука и Жизнь, №7, 1983г. |
|
© Copyright 2008-2019 |