О сайте | Модели | Спецификация | Обслуживание | Полезное | Форум | Библиотека |

 

Главная / Библиотека / Мотоцикл в облаках /

Мотоцикл в облаках

Олег Тарасов  Смена, опубликовано в номере №1371, Июль 1984

У каждого спортивного рекорда своя история. Но каждый рекорд – это своеобразный подвиг спортсмена, переступившего грань привычного и возможного, передвинувшего предел силы и воли человека до нового, иногда поразительного рубежа...

Большинство рекордов фиксируется вполне определенно – метрами, секундами, очками. Но есть спортивные достижения, несравнимые друг с другом и представляющие, помимо спортивного, еще и практический, научный интерес. Именно к таким достижениям можно отнести лыжный поход к Северному полюсу экспедиции «Комсомольской правды», полярную экспедицию «Советской России», дерзкие плавания в океанах научной группы Тура Хейердала, бросок через антарктический материк на мотонартах. В этом своеобразном ряду особое место занимают рекорды советских мотоальпинистов, о которых и пойдет рассказ…

Ветер свистит на одной пронзительной властной ноте, не делая пауз, не меняя тона. Выматывающий душу свист. Наверно, только так, резко и тревожно, может звучать воздух на высоте четыре тысячи метров над уровнем моря, в царстве ледяной горной тишины...

Мутноватая пелена облаков наметилась в холодной ясности дня, но пока ничто не мешает видеть четкую, словно на глянцевой картинке, цепочку вершин Главного Кавказского хребта – строгих великанов, вонзивших в голубизну свои граненые ледяные шапки. Географию бы изучать по этой гигантской горной азбуке! Уллу-тау-чан, Джан Туган, Шхельда, Ушба, Донгуз-Орун... Закрой глаза, вслушайся в эти странные имена, и пахнет вдруг музыкой ветра и камня, гулким, как эхо, говором древних горцев... А Эльбрус – вот он, совсем рядом, всего в нескольких километрах, если шагать по тропе, протоптанной от верхней станции фуникулера к Приюту одиннадцати – основной базе эльбрусских альпинистов.

Не раз по тропе, где я теперь стою, спускали альпинистов – неудачников восхождения. Кого-то подвел ледоруб. Кто-то пошел без страховки и оступился. Гора не простила ошибку. Но негасима в людях тяга к покорению вершин. Потому что человек, штурмуя горы, прежде всего штурмует самого себя. И ничто так не укрепляет волю, как смелый и благородный риск, ибо в нем скрыта вечно манящая тайна: кто сильнее – стихия или человек?..

...Об этом событии писали газеты всего мира. Советский спортсмен и инженер Алексей Берберашвили покорил на мотоцикле Эльбрус! Сообщение получило шумный, но и противоречивый отклик. По существу, родился и впервые громко заявил о себе новый вид спорта – мотоальпинизм.

По следу Берберашвили пошли люди. Мотоальпинизм получил широкое распространение у нас в стране и за рубежом. Американцы штурмовали Кордильеры. Англичанам и мотоциклисту из Найроби удалось прорваться к снежной шапке Килиманджаро. Японские спортсмены въехали на Фудзияму. Итальянцы покорили прибрежные Альпы. Испанцы осмелились начать восхождение на мотоциклах к третьему полюсу планеты – Эвересту и достигли высоты пять тысяч метров. Наконец, советский мотогонщик Ц. Гиоев взлетел на вторую вершину Кавказа – Казбек.

Мотоальпинизм развивался, нисколько не ущемляя прав альпинизма, более того, приобретал все новых союзников из числа ученых, инженеров, хозяйственников, которые успешно применили транспортные средства и опыт мотоальпинистов для освоения труднодоступных высокогорных районов.

...Мы сидим в небольшой уютной комнате. заставленной полками с деловыми бумагами, – рабочем кабинете Алексея Павловича Берберашвили, заместителя директора высокогорного геофизического института, раскинувшего свои корпуса в центре Нальчика, столицы Кабардино-Балкарской АССР. Этот коренастый, гибкий и быстрый в движениях человек, как и подобает жителю гор, полон молодости и здоровья, хотя за его плечами почти пятьдесят лет жизни, и голова бела, словно снежная шапка Эльбруса. Берберашвили не только покорил эту вершину на мотоцикле, но и надолго связал с ней свою судьбу, мотоальпинизм стал для него полем смелых научных экспериментов с высокогорной техникой.

Его отец был автоинженером, одним из первых советских испытателей высокогорной техники. Еще мальчишкой, путешествуя с отцом в машине по горам, Алексей узнал трудную крутизну кавказских дорог, гололед и камнепады, лавины и внезапные удушья, когда от недостатка кислорода темнеет в глазах и безнадежно глохнут моторы. Именно тогда он впервые понял: техника в горах исправно служит только тем, у кого умелые руки и смелое сердце.

А к мотоспорту его приобщил старший брат. Вместе они выступали на всесоюзных чемпионатах, получили звания мастеров спорта, Алексей стал чемпионом России, призером чемпионата СССР и участником международных автомоторалли. Его увлечение техникой вскоре получило своеобразное выражение: он выступал на мотоцикле в цирке, потом взялся за конструирование портативных мотоциклов, один из которых даже получил приз на международной выставке в Нью-Йорке.

Придя работать в высокогорный институт, Берберашвили впервые поднялся на Эльбрус. Поднялся, как обычный турист, – пешком, с рюкзаком на спине. Но по пути он смотрел, прикидывал, рассчитывал: можно ли пройти тем же маршрутом на мотоцикле? Даже не дождавшись окончания этого похода, не дойдя вместе с группой до главной базы альпинистов – Приюта одиннадцати, он принял решение штурмовать Эльбрус. И спустился вниз, возвратился в Нальчик посоветоваться с товарищами по автомотоклубу. Его идею поддержали, помогли подготовить технику к трудному восхождению. Один из самых опытных гонщиков. Анатолий Гугуев, решил сопровождать Алексея на своем мотоцикле.

...Через несколько дней Берберашвили и Гугуев штурмовали эльбрусский склон. В рекордный срок, без остановок поднялись они до Приюта. Была побеждена высота 4200 метров.

После этого, по существу, пробного восхождения он взялся за совершенствование своей машины. К вершине мог пробиться только специальный мотоцикл, оснащенный особыми шинами для езды по льду и двигателем, который мог бы выдержать высотное «кислородное голодание»

Помогли специалисты института ВНИИМОТОПРОМ. прославленный советский гонщик Геннадий Кадыров, друзья из ЦСКА. В 1965 году Берберашвили взбирается на мотоцикле до седловины между «рогами» Эльбруса. Есть высота 5300 метров! До главной вершины оставалось всего 330 метров. Но каких метров! Голый обледенелый склон с крутизной до 55 градусов, свистящий ветер, жесточайший мороз. Продолжать путь в одиночку было равносильно самоубийству.

На подготовку ушел год. В августе 1966 года на базе собралась группа. обеспечивающая рекордное восхождение, – инженер обсерватории Александр Гутиев. спасатель Борис Джапуев, радист Иван Суима. Хроника этого штурма полна драматизма и риска. В полном тумане Берберашвили начал подъем на снежный купол. Облака мешали видеть трещины, но помогали в другом: не позволяли ощутить адскую крутизну склона. Мысль, только бы не захлебнулся двигатель, не оставляла его. В самые трудные моменты выручали товарищи. Но на вершину он влетел на полной скорости. Эльбрус взят! Высота 5683 метра! Здесь Алексей и оставил горячий мотоцикл – молчаливый стальной документ, подтверждающий покорение...

– На мотоцикле к вершинам больше не хожу. Годы не те. В мотоальпинизм пришли молодые, сильные парни. Теперь слово за ними... – так закончил он свой рассказ.

Да, штурм горных гигантов теперь продолжают другие – новое поколение мотоальпинистов. Совсем недавно рекорд высоты установил испанец Марио Ладо, достиг 6800 метров. Но, чтобы подняться еще выше, нужна принципиально новая техника, отличная от машин первопроходцев, исправно действующая в сильно разреженном воздухе, одолевающая любые кручи. Конструкторы сейчас работают над созданием таких моделей.

Впрочем, первые образцы таких мотовездеходов уже действуют. И вот что удивительно: родились они не где-то в других странах, не в заводских цехах, а в маленькой домашней мастерской одного из поселков у подножия Эльбруса Построили их молодые изобретатели и спортсмены братья Карякины.

Старший, Геннадий, – чемпион Кавказа по мотокроссу, токарь-расточник высшей квалификации, рационализатор, имеющий несколько авторских свидетельств на изобретения. Станислав – ведущий конструктор одного из нальчикских заводов, тоже изобретатель, спортсмен. Александр – кандидат наук, специалист по снежным лавинам, мотоальпинист. Наконец, Владимир – инженер-электронщик, новатор, талантливый спортсмен. В течение нескольких лет Карякины создавали и испытывали свое необыкновенное детище, и, поверьте, не надо быть большим специалистом, чтобы понять: новому мотоциклу доступны многие вершины планеты.

...На Ульбрус мы поднимались на фуникулере. Саша Карякин задумчиво смотрел в окно. Внизу по белоснежному ущелью неслись горнолыжники в ярких костюмах. Склоны гиганта Кавказа вздымались все выше, и Саша вдруг оживился, показал рукой на чуть приметную тропу, петляющую по круче.

– По этой дороге мы и шли на первые восхождения...

Он рассказал, как это было.

...Тогда их уже знала вся республика. Документальный фильм «Преодоление», снятый оператором Анатолием Паниным, был показан по Центральному телевидению, представлен на международный конкурс. Кинокадры рассказывали о труднейшем мотопробеге через восемь (!) кавказских перевалов группы спортсменов, в составе которой были и братья Карякины. В этом пути случалось всякое: победы, падения, аварии, отступления. Неудачи, наверное, и привели братьев к мысли создать мотоцикл принципиально иной, более совершенной «горной» конструкции.

Сколько перечитали книг, журналов, научных статей, сколько чертежей просмотрели! Главная идея родилась в горячих спорах. Они выбрали модель «монотрак», или попросту гусеничный движитель. Не вдаваясь в технические тонкости новой конструкции, расскажу лишь о некоторых общих особенностях нового мотоцикла. За основу была взята машина марки «ЧЗ-250». Двигатель оснастили устройством принудительного охлаждения и наддува цилиндров – против «кислородного голодания» Изменили переднее колесо: сделали более широким, шина со стальными шипами. Вместо заднего колеса установили оригинальную гусенично-колесную «пару»: специальная резино-металлическая лента с шипами получала вращение от двух резиновых роликов, причем при наезде на камень или другое препятствие задняя подвеска совершала особое «перешагивающее» действие – словно луноход... Впервые Карякины применили и «самовытаскиватель». Этот механизм позволял мотоциклу подниматься вверх даже на очень крутых склонах...

Машину Карякины испытывали в горах и на ледниках Баксанского ущелья. Мотоцикл работал надежно. Тогда они и решили готовиться к покорению Эльбруса.

17 августа 1979 года им, наконец, представилась возможность штурмовать вершину. Ночью подморозило, но утром с восходом солнца снежный наст стал быстро слабеть, расползался. Успех теперь определялся только скоростью движения к вершине. Группа шла стремительно. Но мотоцикл Александра попал в трещину. Пока вытаскивали, ремонтировали, прошел час. Основная группа – один «монотрак» и три кроссовых машины – продолжала подъем. Вскоре безнадежно вышел из строя мотоцикл Кахиани. К тому времени Геннадий Карякин на «монотраке» был уже в седловине. Он ждал братьев, идти в одиночку к вершине, изменить план восхождения не решился. Когда подъехали остальные, наст уже не держал машины – они проваливались по баки, вокруг колес кипела снежная каша. Рекорд все же состоялся: групповое покорение высоты 5300 метров! Но подниматься выше на мотоциклах было невозможно. Возвращались они нерадостные: восхождение на купол вновь откладывалось...

И снова подготовка. За зиму Карякины построили второй «монотрак», в конструкции которого воплотились их новые, интересные задумки. Этой машине не страшен был даже рыхлый снег. Восхождение на Эльбрус они повторили летом восьмидесятого. Шли на двух мотовездеходах. Еще никогда и никто не поднимался так стремительно по снежной шапке Эльбруса. Лишь нелепая случайность помешала им и на этот раз въехать на вершину – попали в зону камнепада, пришлось спускаться.

...Мы стоим на снежной трассе, рядом со станцией канатной дороги. Горизонт заслоняет цепь причудливых белых великанов – Главный Кавказский хребет. А рядом, всего в нескольких километрах от нас, сияет снежный купол Эльбруса.

– Готовимся к решающему броску на вершину. – говорит Саша Карякин, – теперь у каждого из нас будет свой «монотрак». Машины эти надежней, выносливей первых образцов. Конечно, покорив Эльбрус, будем штурмовать другие вершины. Но это не главная цель. Хотим создать мотоцикл, способный помогать человеку на любой горной высоте. Технических проблем много – все приходится делать своими руками, отдавая часы досуга и отдыха. Детали и материалы покупаем вскладчину. А шефов, к сожалению, у нашего детища пока нет. Словом, трудно. Но никто из нас не отступил от мечты, не разочаровался. Это и понятно: нужная машина!..

Да. новая машина нужна геологам и горноспасателям, чабанам и топографам. И еще она нужна как пример самоотверженного поиска и смелого риска, преданности мечте и стремления людей к большой цели.


галерея

Супер-Шерпа 2001 KL250-H5c
Автор: Galka

все фото »

 

новости

25.07.2012

Техобслуживание Kawasaki Super Sherpa / график регламентных работ

подробнее

 

15.11.2011

Сравнение мотоциклов двойного назначения 250сс от Хонда и СуперШерпы по основным ТТХ

подробнее

 

06.11.2011

Впервые в России - СЕРВИС-мануал на KL250G/KL250H, 330 страниц

подробнее

 

все новости  »

 

© Copyright 2008-2014     мото футболки, подарки для байкеров