Главная / Библиотека / Мотоцикл в горах / Мотоцикл в горахМотоцикл и… снежные горы. Не правда ли, на первый взгляд странное сочетание? Однако не будем забывать, что в горах работают геологи и топографы, геодезисты и гляциологи. По горам проходит Государственная граница СССР. На высокогорных пастбищах пасут скот чабаны. С весны отправляются в горы альпинисты и горные туристы. Как быть, если высоко в горах заболел человек? На помощь приходит вертолет. Но он может летать только в ясную погоду. А погода в горах капризна. Если с человеком случилось несчастье в дождливую, туманную погоду, не остается ничего другого, как ждать прояснения, надеяться… Но ведь можно быстро добраться к пострадавшему без дорог и троп, по каменным осыпям, снежникам и ледникам… на мотоцикле. Да, да, не удивляйтесь! Сейчас и у нас в стране и за рубежом делаются попытки перевалить через горный хребет или подняться на вершину на мотоцикле. Но на высоте из-за недостатка кислорода ухудшается сгорание топлива, и при подъеме на один километр мотоцикл теряет десять процентов мощности. Трудно добиться успеха, не изменяя конструкции машины. В Нальчике живут Геннадий, Станислав и Александр Карякины, которых называют мотоальпинистами. Много лет работают братья Карякины над созданием универсального горного мотоцикла, способного преодолеть любой вид горного рельефа. Испытав серийные кроссовые отечественные мотоциклы в походах через кавказские перевалы, Карякины пришли к выводу, что для высокогорных условий машины необходимо модернизировать. В первую очередь необходимо было снизить давление на грунт (иначе мотоцикл просто проваливался). Для увеличения опорной поверхности колеса вместо стандартной резиновой покрышки решили использовать более широкую. Для передвижения по снегу перешли от колесного к комбинированному колесно-гусеничному движителю. Вместо заднего колеса установили несколько обычных пневматических колес меньшего диаметра, а на них надели гусеницу. На шоссе гусеницу эту можно снять и ехать на колесах. При этом все задние колеса ведущие. Для горного мотоцикла желательно иметь более мощный, чем для обычного кроссового, малогабаритный двигатель с принудительным охлаждением и наддувом. Увлекшись идеей создания горного мотоцикла, братья Карякины решили изготовить его собственными руками. И закипела работа. В подвале своего дома Карякины оборудовали мастерскую, в которой стали пропадать все свободное время. Теперь для них не существовало ни выходных, ни отпусков. И так — семь лет подряд. Сами разработали конструкции узлов, технологию, сами изготовили их. Основной изготовитель — старший брат, Геннадий. Он токарь-расточник высокой квалификации. Кроме того, он мастер спорта по мотокроссу и картингу, призер первенства РСФСР, чемпион Кавказа. Он первым из братьев сел на мотоцикл. Станислав — главный конструктор. Он работает инженером-конструктором. Младший брат, Александр, — кандидат технических наук, занимался проблемой снежных лавин. Свою конструкцию универсального горного мотоцикла Карякины испытали летом 1979 года во время научно-спортивной экспедиции «Эльбрус-79», посвященной предстоящим олимпийским играм в Москве, Четверо участников экспедиции: Иосиф Кахиани, Геннадий, Станислав и Александр Карякины штурмовали Эльбрус на трех модернизированных ими серийных кроссовых мотоциклах и на одном, созданном своими руками, гусеничном мотоцикле. Поднявшись на мотоциклах до Приюта одиннадцати (4200 м), мотовосходители несколько дней пережидают буран. Лишь 20 августа в 6.30 рев запускаемых моторов нарушает безмолвие Эльбруса. Кисти рук водителей немеют от морозного ветра даже в рукавицах. Вырвавшийся вперед Геннадий Карякин достигает седловины Эльбруса (5200 м). Вот и остальные участники экспедиции. До вершины осталось всего 420 метров (по высоте), но снег уже не держит. Мотоциклы проваливаются по самые баки. Трезво оценив обстановку, руководитель И. Кахиани приказывает начать спуск. Спуск оказался трудней подъема. Под колесами — каша из воды и снега. Легче всего идет гусеничная машина Станислава. Гусеницы прекрасно держат даже под водой. Вот что рассказывают о результатах экспедиции «Эльбрус-79» ее участники. — Наша экспедиция совершила первый в истории Эльбруса групповой моторизованный подъем на седловину. Испытаны мотоциклы, выявлены их слабые стороны. Будем готовить к подъему на Эльбрус две гусеничные машины, — говорит Станислав Карякин. — Возможности применения мотоцикла в горах широки: горноспасательная служба, различные транспортные работы, научные цели. Вряд ли по силам одному человеку овладеть секретами альпинизма, мотоспорта, да еще самому создать машину высокой проходимости. Коллективу единомышленников, где есть классные мотогонщики и альпинисты, квалифицированные инженеры, такие сложные задачи, как покорение Эльбруса, по силам, — добавляет Александр Карякин. — Но въехать на Эльбрус для нас не самоцель. Главное — сделать машину, способную ходить по горам. Многие считают нас «чудаками». Мол, тысячу лет таскали грузы в горах на собственной спине, пусть и дальше таскают. Братья Карякины продолжают свои работы по усовершенствованию горного мотоцикла, ищут, отбрасывают, испытывают. Александр Карякин. — Но въехать на Эльбрус для нас не самоцель. Главное — сделать машину, способную ходить по горам. Многие считают нас «чудаками». Мол, тысячу лет таскали грузы в горах на собственной спине, пусть и дальше таскают. Братья Карякины продолжают свои работы по усовершенствованию горного мотоцикла, ищут, отбрасывают, испытывают. Они верят, что их машина пригодится людям. Общий вид мотоцикла (схема): 1 — натяжное устройство; 2 — ходовые колеса; 3 — траверса; 4— задняя подвеска; 5 — перо маятника; 6 — барабан лебедки; 7 — тормозной барабан со звездочкой; 8 — ведущая звездочка; 9 — двигатель; 10 —бензобак; 11 —органы управления; 12 — телескопическая вилка; 13 — переднее колесо. Л. Замятнин 05.04.2010 |
|
© Copyright 2008-2019 |