Главная / Библиотека / С эльбрусом на Эльбрус / С «Эльбрусом» на Эльбрус
У всех этих телеграмм одни адрес — «Нальчик, Алексею Берберашвили». Свыше ста поздравлений получил этот человек, сумевший с помощью мотоцикла подняться на высочайшую вершину Кавказа (см. «За рулем» № 10 за этот год). Вы, наверное, слышали шуточную туристскую песенку: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». А как же геологи, спасатели, связисты. — подумал я. Для них горы — рабочая площадка. Как же они по многу раз взбираются с тяжелыми рюкзаками? И почему бы не попробовать въехать сюда? Позже в Высокогорном геофизическом института (ВГИ), куда я перешел на работу, директор института профессор Г. Суланвелидзе показал мне различные самовытаскиватели, цепные устройства и другие приспособления для горного транспорта. Оказывается, уже не раз пытались покорить Эльбрус на колесах. Запускали наверх и танкетку, и автомобили, но они высоко не поднимались. Теперь предстояло испробовать мотоцикл. Долго рассказывать о том, как мы во главе с заслуженным тренером СССР альпинистом X. Залихановым (он был заместителем директора ВГИ) готовили восхождение. Два года отвоевывали у вершины один плацдарм за другим. Два года конструировали высокогорный мотоцикл. Мы назвали его «Эльбрус-1». Он сделан на базе послевоенного M-1E. Старые мотоциклисты должны помнить эту модель. Двигатель форсирован нами до 9 сил и рассчитан на переменную — от в до 18 — степень сжатия. Мотоцикл снабжен устройствами для автоматического отключения зажигания и регулировки качества смеси. Все рычаги управления перенесены на руль. Установили легкосъемные лыжи, два бензобака — для бензина Б-70 и спиртовой смеси, покрышки зашиповали. Много позже, после нашего восхождения, я читал сообщения зарубежных агентств о том, что Берберашвили довел дело до конца, несмотря на двадцатидвухградусный мороз, сильный ветер и густые облака. Все это так. Но непогода нами вовсе не планировалась. Мы поднимались к «стартовой площадке» — Приюту одиннадцати, и над нами было теплое голубое небо. Но поди знай, что уготовят тебе горы. Как дирижабль на приколе, всегда стоит у самой вершины Эльбруса облако. Оно-то и разразилось ливнем в ночь перед восхождением. Похолодало, дождь сменился снегом, и закрутила такая метель, какую увидишь разве зимой, да и то не н Кавказе. Только через два дня стало тише. И тогда наша группа — начальник горноспасательной службы Борис Джапуев, радист-механик Иван Суима, инженер Александр Гутиев и я — решили двинуться к вершине. Ребята вышли раньше, а я через час, вслед за ними. Дул холодный ветер. Прямо над головой космы серых облаков. Хорошо, что альпинисты снабдили нас на Приюте теплой одеждой и специальной обувью. Начинаю подниматься. Мотор — как часы. Мотоцикл послушен, сильно тянет вверх. Обогнал ребят. До скал Пастухова добрался быстро. Стал, чтобы подождать группу, и почувствовал нестерпимую боль в ноге. Глянул и ахнул. Где-то в пути отлетела подошва. Видно, хозяин ботинка пересушил его на костре. А мороз — около двадцати. Что делать? Не спускаться же вниз. Положил ногу на горячий цилиндр, грею. Подошли ребята, двинулись дальше. Ехать стало тяжелее. Лед ноздреватый, весь в ямах, мотоцикл бросает, того и гляди вырвет шипы. Скорее бы добраться до седловины. А тут еще надо останавливаться и отогревать ногу. Хорошо, думаю, нет здесь Кахиани — друга по нашим прежним восхождениям. Он бы лег костьми, но не пустил бы ки вершине: «Сели облака — ехать нельзя» — таково его правило. Кахиани можно верить. «Тигр скал», как называют его альпинисты, покорял Джомолунгму и другие вершины, а пальцы на ноге потерял здесь, на родном Эльбрусе. Он-то знает его повадки и скверный характер. Холодный туман спрятал вехи, которые поставили ребята. Страшнее всего потерять направление. Снова обгоняю группу. Теперь указателей нет. Сам осторожно выбираю дорогу. Наконец — седловина. Можно перевести дух. Товарищи сейчас подойдут, и начнется последний, самый трудный этап восхождения. Мы заранее наметили путь: по пологому склону к самой вершине тянется широкая полоса, свободная от трещин. Сейчас ее не видно. ...Шквальный ветер преграждает путь. Я напрягаю все тело, впиваюсь в руль, но двигаться нельзя. Наш план срывается. На миг солнце разрывает облака, и все мы видим вершину. Совсем рядом. Неужели отступать? Смотрю ниа товарищей — никто нев колеблется. Решаем идти напрямик, атаковать в лоб. Джапуев будет прокладывать трассу, другие страховать. И началось самое трудное. Подъем крутой, мотоцикл выходит из повиновения. Дышать трудно, каждое движение вызывает одышку. Последние сотни метров даются невероятным трудом. Неожиданно машину бросает вправо, и я замечаю. что совсем близко край пропасти. Облака прикрывают вершину, и мы не видим, сколько опасностей вокруг. Уже рассвело, когда «Эльбрус-1» на полном газу взял последний метр и замер на вершине. Мне показалось, что ударил гром. На самом деле это горное эхо подхватило наше радостное «ура». Ребята бросились качать меня, целуемся от радости. 18 августа 1966 года в 9 часов 35 минут мы достигли восточной вершины Эльбруса. Мотоцикл оставили там, в память о первом восхождении. А потом все было уже просто. Радостная встреча внизу, объятия, поздравления. Знаю, что есть и такие, кто рассуждает примерно так: «Ну кому это нужно тащиться на Эльбрус с мотоциклом? Человек решил нашуметь, произвести сенсацию». Что ответить? Вот выписка из официального документа — приказа по институту об итогах испытания: «Мотоцикл «Эльбрус-1» является вполне удовлетворительным видом транспорта для горных условий. Им могут пользоваться с успехом горные спасатели, альпинисты, научные сотрудники, связисты». Вот, собственно, и все. Теперь мы конструируем более мощный высокогорный мотоцикл. Он будет с лебедкой и сможет буксировать сани с людьми или грузом. У него хватит «сил», чтобы вознести мотоциклиста от подножья Эльбруса до его вершины без остановок. "За рулем" № 12, 1966 г. |
|
© Copyright 2008-2019 |